Лого

Читайте также:

- Иногда, - ответил я. - Мы тоже читаем газеты, и мы задумали совершить невзаправдашний дакайти, э... как это.....

   

Буквально эти слова можно перевести: «Вне преград, как заметил Диоталлеви», русский читатель потеряет это выражение «al di la..

   

Темнота черней чернил. Дьявол, знать, тебя учил Поступать безбожно! Дождь и гром. В глазах черно. Баба, выгляни в окно! Дура, выгляни в окно! Ах, тебе не жалко?..

   

Спонсоры проекта:

Качественная и недорогая - ООО Ивека

Другие книги автора:

«Графиня де Шарни. Том 1»

«Le comte de Monte-Cristo, Tome I»

«The Count of Monte Cristo (2 of 2)»

«Сорок пять»

«Тысяча и один призрак»

Все книги


Поиск по библиотеке (включая переводы):

Ваши закладки:

Обратите внимание: для Вашего удобства на сайте функционирует уникальная система установки «закладок» в книгах. Все книги автоматически «запоминают» последнюю прочтённую Вами страницу, и при следующем посещении предлагают начать чтение именно с неё.

Коррекция ошибок:

На нашем сайте работает система коррекции ошибок .
Пожалуйста, выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.

Дюма Александр (Alexandre Dumas) - Статьи - «Эрудиция». Об Александре Дюма

Все статьи


«Эрудиция». Об Александре Дюма



Об Александре Дюма

Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В семье генерала Тома
Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные годы Александр провел в
родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г. местный коллеж, он направился в
Париж, где некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского.
В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым поборником
романтического искусства. В духе этого передового направления в литературе он
создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III и его двор» (1829).
Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с
Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного генерала он возглавил
колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала
разгонять толпу, но произошло то, что и следовало ожидать: траурное шествие
превратилось в революционное восстание. Через несколько дней оно было жестоко
подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что
Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь
расстрелян.
Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и направился в
Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый
историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии, Александр Дюма побывал в
Сицилии, где по совету известного композитора Беллини он осмотрел
достопримечательности небольшого селения Баузо и на основе бытовавшего там
народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».
В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый литературный жанр, названый им
« исторические сцены». То был вид романа, повести, новеллы, в которых
построенная на историческом материале повествование перемежалось живым,
динамичным диалогом; описательный элемент в таких произведениях был сведен до
минимума, с тем, чтобы с первых же страниц книги ввести главных героев в
стремительно развивающиеся действия. Такова композиция повести «Правая рука
кавалера де Жиака» (отнесенная автором к виду «исторических сцен»), имеющая
хронологическую общность с романом «Изабелла Баварская».
Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного труда писателя, когда им были
созданы произведения, ставшие известными во многих странах мира. Поражает
разнообразие жанров: роман исторический и нравоописательный, новеллы
фантастические и реалистические, драмы и комедии, путевые очерки и газетные
статьи.
«Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-фельетона. Каждая глава
включает напряженный момент из жизни того или иного персонажа, перекидывает мост
к следующей ступени увлекательного сюжета, раскрывает новые грани характера
героев.
Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал публиковать роман «Три
мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли романы
«Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя».
Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой он уделил
исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет вторую
трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский престол:
“Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 – 1848).
Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть о крушении
королевского трона встретил с искренним ликованием. Он устраивает на площади
Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г. начинает выпускать журнал,
публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но Республика просуществовала всего
лишь несколько лет.
В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать «Мемуары», которые
по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим
сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал здесь собственный журнал
«Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в отношении нового режима. Но
по-прежнему главным делом его жизни являлся усердный труд над большими романами.
Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи, Дюма в 1857 г.
обращается к роману под несколько завуалированным названием «Сообщники Иегу».
Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела
революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался
Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа начинается в
1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В стране создалась
напряженная обстановка. Восстание в Вандее, спровоцированное монархистами,
поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и
терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию; тогда между этими
странами возникла война. С фронта он направляет в парижские газеты обзоры
военных действий и одновременно работает над новым романом – «Прусский террор»,
в котором обличил под именем графа Безеверка прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где должен был подготовить к
изданию ряд книг, но франко-прусская война произвела тяжелое впечатление на
писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был
похоронен в Виллер – Котре.
ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»
Главные герои романа «Учитель фехтования» - Иван Александрович Анненков и
француженка Полина Гебль, ставшая после замужества Прасковьей Егоровной
Анненковой, запечатлевшей пребывание на каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.)
Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни
героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала
хроникальному материалу форму художественного произведения, в котором историзм
соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были:
Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль).
Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея (Анненкова). Встречи
республиканца Алексея с заговорщиками. Военное восстание декабристов. Арест
Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в Сибирь. Бракосочетание Луизы и
Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построен сообразно тем
обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и его близкого друга.
М.Н. Волконская в своих «Записках» образно рисует момент приезда будущей супруги
декабриста:
«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая француженка,
красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно выискивать
смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже
получил повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того
требует закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их
опять на него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала
по-русски и все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром
Муравьевым. Под этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к
Анненкову, заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». (
Записки княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его Дюма, особо значительной роли в движении
декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и участник восстания,
увлеченный мечтой – основать в России республику, он отдает во имя торжества
этого дела все свои средства. Увидев, как в неравной борьбе пали его
сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно вручает свою шпагу офицера
царскому сановнику Орлову.
Романист явно обеднил духовную сторону жизни члена Северного общества И.А.
Анненкова, получившего прекрасное образование в Московском университете. На
следствии Анненков указал на исключительное значение лекций швейцарского
просветителя Дюбуа, которые он слушал в университете: «Первые свободные мысли
внушил мне мой наставник, ибо он всегда выставлял свое правительство как
единственное, не унижающее человечества, а прочее говорил с презрением, наше же
особенно было предметом его шуток».
Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политического сознания русских
революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полка декабрист Анненков,
объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также (как А. Раевский.- М.Т.)
мотивировал это честью: «Тяжело, не честно доносить на своих товарищей». В ответ
на это Николай, вспылив, крикнул: « Вы не имеете понятия о чести!»
Столкнулись два понятия о чести – реакционное и революционное». (Нечкина М.В.
Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду с Рылеевым, Н.
Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом цареубийства и установления
республики. Арестованный 19 декабря Анненков был приговорен Верховным уголовным
судом к 20 годам каторжных работ с последующей ссылкой на поселение. Поскольку
события романа «Учитель фехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не
мог рассказать о жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили тридцать лет. В 1854 г.
их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский, знавший, сколько вытерпели
они горя. Несколько позже он писал П.У. Анненковой: « Я всегда буду помнить, что
с самого пребывания моего в Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и
во мне и в товарищах моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу
вспоминать об этом без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не
забуду». ( Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на постоянное местожительство в
Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в губернском управлении, состоял
членом комитета по улучшению быта крестьян, был избран почетным мировым судьей,
принимал деятельное участие в проведении крестьянской реформы.
В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с литераторами. Великий украинский
поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в своем дневнике от 16 октябре 1857 г.:
«На квартире у Якобы встретился я благоговейно познакомился с Иваном
Александровичем Анненковым».
Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках автора «Учителя фехтования»,
допущенных им при реализации столь сложной темы, как деятельность русских
революционеров 20-х годов. Причин тому множество. Укажем лишь те, которые ясны
каждому. Прежде всего «Учитель фехтования», один из ранних романов Дюма, и за
плечами французского писателя не было еще его известных творений – ни «Трех
мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо», опыт создания которых помог бы ему,
положить в основу эпохальное событие русской действительности, создать
масштабное художественное произведение.
Не забудем и другого немаловажного обстоятельства – отсутствие объективных
сведений о характере движения декабристов. Писатель мог познакомиться лишь с
«Докладом следственной комиссии» да с легендой «о нескольких злодеях и безумцах
мечтавших о возможности революции», для которой в России не существовало
благоприятных условий.
Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно и содержательно
охарактеризовал значение книги французского писателя: «Роман Дюма был
повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а на исторической правде,
и повествованию этому, вышедшему из-под пера популярнейшего писателя
современности, был обеспечен успех и внимание широкого европейского читателя.
Для Николая I это не могло не быть весьма неприятным сюрпризом. Роман Дюма
привлек внимание – и сочувственное внимание – широкой европейской аудитории к
людям, самое имя которых для Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к
каторжному молчанию сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью
полного забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из
декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти
остальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. Александр Дюма –
отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И
действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря на
Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых солдат
и офицеров, принявших участие в памятном восстании.
В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит Россию.
Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А. Кушелева-Безбородко.
В доме мецената и беллетриста постоянно собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем.
Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по
свидетельству И. И. Панаева пользовался в России почти такой же популярностью,
как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он
предпринял путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем через
Кизляр и Баку добрался до Кавказа и только лишь в марте 1859 г. возвратился во
Францию.
В результате поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл
очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале «Монте-Кристо».
Список литературы
Александр Дюма. «Учитель фехтования».
«Черный тюльпан». Новеллы. Москва. Издательство «Правда» 1981 г.

Источник: «Эрудиция» [email protected]

Тем временем:

.....

   






© 2003-2018 Rulib.NET
Координатор проекта: Российская Литературная Сеть, Администратор сайта: . Сайт работает под управлением системы "Электронный Библиотекарь" 4.7

Правовая информация: если Вы являетесь автором и/или правообладателем любых из представленных на страницах нашей библиотеки произведений, и возражаете против их нахождения в открытом доступе - сообщите нам по адресу и мы немедленно удалим указанные работы.

Администратор сайта и координатор проекта не несут ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями, однако принимают все необходимые и достаточные меры для контроля. Перепечатка материалов сервера возможна лишь при обязательном условии ссылки на ресурс https://dumaalex.org.ru/, с указанием автора материала и уведомлением администрации ресурса о дате и месте размещения.


Проект осуществляется при информационной поддержке IQB Group: , .